Страница 5

ное управление в области охраны окружающей среды.
Статья 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природ
ных территориях» включает в себя правовую норму, согласно кото
рой вред, причиненный природным объектам и природным комп
лексам в границах особо охраняемых природных территорий, подле
жит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном
порядке таксами и методиками, а при их отсутствии по фактическим
затратам на их восстановление.
В статье 131 Водного кодекса Российской Федерации установле
но, что ущерб, причиненный водным объектам, определяется в соот
ветствии с методиками исчисления ущерба, а при их отсутствии по
фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом
понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Аналогичным образом должен определяться размер ущерба в ре
зультате причинения вреда объектам животного мира и среде их оби
тания в соответствии с Законом РФ от 24 апреля 1995 года «О живот
ном мире».
Кроме понятий вреда, ущерба и убытков в нашем законодательст
ве существует понятие «потери». Данное понятие введено в связи с
переводом земель из одной категории в другую и по своему экономи
ческому смыслу приближается к понятию экологического вреда или
ущерба, вызываемого утратой некого ценного природного объекта.
Считается, что при переводе лесных земель в нелесные и их изъятии
не в целях ведения лесного хозяйства, а также при переводе земель

сельскохозяйственного назначения в другие категории должны быть
компенсированы потери лесного хозяйства и сельскохозяйственного
производства. Обязательность возмещения потерь установлена Зе
мельным и Лесным кодексами РФ, хотя такая правовая норма в
Гражданском кодексе отсутствует.
Помимо описанных выше правовых норм, регламентирующих
общие принципы оценки убытков и материального вреда, причи
ненного различного вида негативными воздействиями на природные
ресурсы и объекты на практике при определении взысканий в возме
щение вреда используется целый ряд ведомственных нормативных
документов, закрепляющих таксы и (или) методики исчисления раз
мера ущерба, причиненного природной среде или отдельным ее ком
понентам.
Особенности действующей системы экономической оценки
экологического ущерба
Отличительными особенностями действующей системы эконо
мической оценки экологического ущерба являются, вопервых, по
компонентный подход и, как следствие, отсутствие комплексности в
расчетах; вовторых, преобладание нормативных методов оценки, и,
втретьих, отсутствие законодательно признаваемых методов оценки
ущерба (вреда), причиняемого жизни и здоровью людей загрязнени
ем окружающей природной среды и методов оценки компенсации
экосистемных услуг (методов оценки экосистем и их функций). Под
нормативными методами понимаются методы, связанные с приме
нением неких утвержденных стоимостных параметров и математиче
ских формул.
Покомпонентный подход. Покомпонентный подход проявляется в
том, что оценка ущерба проводится по отдельным средам или эле
ментам природной среды и регламентируется самостоятельными
нормативнометодическими документами, содержащими различные
в методологическом отношении технологии расчетов. В отдельных
случаях ущерб оценивается в виде потерь определенной отрасли на
родного хозяйства, например лесного или сельского.
Существуют только две методики, в которых регламентирована
процедура комплексной оценки экологического вреда. Это Методи
ка оценки ущерба от аварий на магистральных нефтепроводах 1995
года и Временная типовая методика определения экономической
эффективности осуществления природоохранных мероприятий и

оценки экономического ущерба, причиненного народному хозяйст
ву загрязнением окружающей природной среды, 1983 года.
Вместе с тем, первая методика носит несколько формальный ха
рактер, и, кроме того, является ведомственным документом, направ
ленным на защиту интересов нефтяной отрасли в случае возникно
вения судебной процедуры взыскания ущерба. Вторая методика ори
ентирована на цели определения экономической эффективности
природоохранных мероприятий в системе плановой экономики. То
есть она устарела. Непосредственно использовать приведенные в ме
тодике удельные величины ущерба от конкретных видов воздействия
и загрязнения природных сред невозможно ввиду коренного измене
ния социальноэкономических условий жизни в стране и соответ
ственно ценовых пропорций в различных секторах экономики. Кро
ме того, данная методика не является законодательно признанной,
то есть она официально не утверждена и, на этом основании, не мо
жет применяться в качестве обязательного документа.
К сожалению, утвержденных современных методик экономиче
ских и социальных последствий экологического вреда и убытков, ко
торые могут быть причинены хозяйственной деятельностью у нас в
стране до настоящего времени нет.
Работа в этом направлении только начинается. Она основывается
на современной международной практике проведения экономиче
ской оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружаю
щую среду и здоровье населения. Наиболее вероятным сценарием
развития событий является создание методик по оценке экологиче