Страница 13

изза снижения рыночной стоимости сельскохозяйственной продук
ции, произведенной на землях, подверженных вредному воздейст
вию выбросов в данном прогнозе не оцениваются.
10. Также не оцениваются потери, вызванные необходимостью
строительства дополнительных очистных сооружений для предотв
ращения загрязнения источников питьевого водоснабжения
СанктПетербурга сточными водами и ливневыми стоками с терри
тории планируемого производства, а также строительством дополни
тельных сооружений по очистке питьевой воды.
Итого, общая сумма потерь, рассчитанная как минимальная ве
личина возможного ущерба без учета потерь, вызванных причинени

ем вреда здоровью людей, снижением урожайности сельскохозяйст
венных культур и повреждением лесов и строительства дополнитель
ных сооружений по очистке воды может составить:
$800 тыс.+ $6480 тыс.+ $1000 тыс. + $300 000 тыс. = $308 280 тыс.,
т.е. более $300 млн.
Ожидаемые экономические эффекты в виде прямых налоговых
поступлений от намечаемой деятельности в бюджеты всех уровней
не превысят 38 млн рублей в год или $1,2 млн в год, что с учетом дис
контирования по ставке 10% составит $12,2 млн. Из этой суммы в
бюджет района может поступить не более $ 3 млн.
Таким образом, минимальные суммарные экономические потери
Петербургского региона (население, экономика) почти в 25 раз пре
высят возможные поступления в бюджеты всех уровней и в 100 раз —
в бюджет района, где планируется размещение производства.
Оценка финансовой ответственности за прошлый экологический
ущерб
Для отечественной практики вопросы экономической оценки
прошлого экологического ущерба являются относительно новыми и
по сути дела не решенными. Они впервые возникли при выводе во
енных объектов и в дальнейшем стали актуальны в связи с необходи
мостью разграничения и определения размеров ответственности
государства и юридических лиц за ущерб окружающей природной
среде в связи с массовой сменой собственности на объекты, деятель
ность которых явилась источником такого ущерба.
В настоящий период вопросы финансовой ответственности за
прошлый экологический ущерб больше интересуют иностранных
инвесторов, которые рассматривают отсутствие четких норм, регу
лирующих эти отношения, как значительный риск.
Однако четкие правили и нормы его возмещения в нашем зако
нодательстве отсутствуют.
Единственным документом, являющимся основанием для регла
ментации процедур возмещения прошлого экологического ущерба
являются «Рекомендации по определению размера прошлого эколо
гического ущерба и степени ответственности продавца и покупателя
объектов, намечаемых к приватизации», направленных в субъекты
Федерации письмом от 22.12.99 г № 0322/ 24321.
В Рекомендациях установлено, что размер прошлого экологиче
ского ущерба определяется: вопервых, исходя из невозмещенных
затрат на восстановление нарушенного в результате хозяйственной
деятельности организаций качества окружающей среды с момента

введения в действие Федерального закона «О приватизации государ
ственного имущества и об основах приватизации муниципального
имущества в Российской Федерации» и до принятия решения о при
ватизации; вовторых, по действующим путем суммирования про
шлых экологических ущербов, причиненных каждому компоненту
окружающей природной среды с учетом а) наличия в судопроизвод
стве исков по возмещению вреда, нанесенного окружающей среде,
б) наличия не возмещенного по исковым требованиям вреда, нане
сенного окружающей среде, в) фактической задолженности по пла
тежам за загрязнение окружающей природной среды, г) выполнения
природоохранных мероприятий и состояния очистных сооружений.
То есть, в качестве прошлого вреда предлагается учитывать толь
ко невыполненные приватизируемым предприятием финансовые
обязательства по экологическим платежам и искам за нарушение
природоохранного законодательства. Остальные виды ущерба не
рассматриваются.
Данный документ охватывает узкую сферу операций с недвижи
мостью, а именно переход прав собственности от государства к част
ным лицам, а также банкротство предприятий. В первом случае
предполагается, что ответственность за причиненный в прошлом
вред целиком переходит к новому владельцу предприятия, во втором
случае (при банкротстве) ответственность возлагается на прошлого
собственника.
Вместе с тем, вопросы экономической оценки и возмещения
ущерба, причиненного окружающей природной среде, природным
ресурсам, а также различным субъектам правовых отношений регла
ментируются обширным перечнем нормативнометодических доку
ментов, утвержденных как на федеральном, так и на региональном
уровнях. Хотя в этих документах непосредственно не рассматрива
ются вопросы прошлого экологического ущерба, большая часть из
них включает вопросы стоимостной оценки размеров ущерба, по
рядка его компенсации, а также полномочий должностных лиц и го
сударственных органов в данной сфере деятельности. В связи с этим
развитие оценки прошлого ущерба может идти в рамках совершенст
вования действующей методологической и правовой базы, так как
для экономической оценки прошлого экологического ущерба прин
ципиальное значение имеют, вопервых, виды убытков и потерь,