Страница 9

она, может быть оценен в 580 руб./га в год (305 ? 1,89 = 580).
Соответственно капитализированная стоимость функций лесов
по регулированию речного стока может быть оценена в 580 : 0,1 =
= 5800 руб/га.
Суммарная оценка стоимости косвенного использования лесов
Исходя из проделанных расчетов, суммарная капитализирован
ная оценка или текущая стоимость учитываемых функций лесов мо
жет быть оценена путем сложения оценок, полученных для трех раз
ных функций, а именно — очищения атмосферы, предотвращения
эрозии почв и регулирования стока:
152 800 руб. /га + 6 600 руб./га + 5 800 руб./га = 165 200 руб./га.
19.5. Методы субъективной оценки
Оценка стоимости существования городских парков методом «го
товность платить»
Рассмотрим пример оценки стоимости существования городских
парков методом «готовность платить» по данным опроса о готовнос
ти жертвовать на экологические цели, проведенного в Москве.
Процедура оценки состояла из следующих этапов:
1. Выявление объекта — городские парки.
2. Выбор стратегии исследования — телефонный опрос, личный
опрос, личное наблюдение, письменный опрос и т.д.
3. Составление анкет.
4. Проведение опросов и сбор данных.
5. Обработка данных.
6. Экономическая интерпретация данных.
7. Расчет суммарной оценки в годовой размерности.
8. Преобразование полученных данных в текущую стоимость
В результате исследования оказалось, что в качестве возможного
пожертвования на содержание городских парков и скверов без
ущерба для бюджета московской семьи наиболее часто назывались
суммы — до 30 рублей (40% опрошенных) и 3050 рублей (50% опро
шенных) с периодичностью пожертвований 1 раз в год. Пожертво
вания в размере 50100 рублей готовы были делать только 8% семей,
а свыше 100 рублей — только 2%.

Рис. 20. Возможный размер пожертвований московской семьи
на содержание парков и скверов.
При этом оказалось, что только 50% опрошенных готовы делать
пожертвования на содержание парков и скверов.
Имея эти данные можно следующим образом оценить стоимость
существования московских парков и скверов.
Население Москвы — около 9 млн человек.
Среднее количество семей — 3 млн семей.
Из них готовы жертвовать на парки — 1,5 млн семей.
Периодичность пожертвований — 1 раз 40 рублей в год.
Средневзвешенный размер пожертвований одной семьи:
30 руб. ? 0,4 + 40 руб. ? 0,5 + 75 руб. ? 0,08 + 100 руб. ? 0,02 = 40 руб.
Объем пожертвований в пересчете на все семьи, готовые жертво
вать на содержание парков и скверов: 40 руб. ? 1,5 млн = 60 млн руб.
Оценка стоимости прямого использования рекреационных
участков леса по дополнительной выгоде потребителя
Метод оценки стоимости по дополнительной выгоде потребителя
основан на принципе полезности. Полезность, которую потребители
получают от товара или услуг, определяется их готовностью платить
за этот товар или услугу, то есть готовностью потребителей пренеб
речь пользованием другими видами товаров и услуг. Это определяет
желание потребителей получить выгоды от отдельного предпочитае
мого вида товара и на этой основе оценить его действительную сто
имость в денежном выражении.
Готовность потребителей платить за некоторый товар в условиях
отдельно взятого рынка иллюстрируется типичной убывающей кри
вой рыночного спроса — чем выше цена, тем меньше спрос. Общая
сумма, уплаченная покупателями, будет равна произведению цены
на количество реализованного продукта. Однако стоимость, которую

До 30 руб. 30-50 руб. 50-100 руб. Свыше 100
руб.
Респонденты

получат потребители этого товара в действительности отображается
предельной ценой, которая выше уплаченной. Некоторые потреби
тели будут готовы платить по более высоким ценам за потребленный
товар, чем по цене, по которой все они действительно платят. И эта
сумма — сумма, которую потребители готовы заплатить дополни
тельно к той, которую они платят в действительности, называется
дополнительной выгодой потребителя.
Методы оценки стоимости рекреационных участков леса по до
полнительной выгоде потребителя включают опрос рекреантов с
целью получения информации, необходимой для определения соот
ветствующих кривых спроса. Рекреантов спрашивают обычно о мак
симальной сумме, которую они готовы платить за посещение участка
рекреации. Это проводится обычно путем почтового анкетирования,
способом прямого опроса рекреантов или сочетанием этих методов.
После обработки собранных материалов опроса через упорядочение
информационного массива от большего значения к меньшему мож
но построить кривую спроса на рекреацию. Общая дополнительная
выгода потребителя равняется сумме указанные в анкетах ставок,
умноженных на число посетителей.
Если одна тысяча рекреантов готова платить в среднем по 50 дол
ларов в год за доступ к месту рекреации, то общий потребительский
спрос будет оцениваться в 50 000 долларов. Эта величина может рас
сматриваться как доход, который следует капитализировать, чтобы
получить стоимостную оценку территории.
Альтернативным по отношению к опросу рекреантов о макси
мальной сумме, которую они готовы заплатить за рекреацию, явля
ется их опрос о минимальном значении платежей, которые бы они
хотели получить за воздержание от услуг рекреации. Теоретически