Страница 5

зяйственных угодий, оленьих пастбищ, находящихся в собственнос
ти граждан или юридических лиц. Также используются при исчис
лении размера ущерба, причиненного деградацией и захламлением
почв и земель. Утверждаются постановлением Правительства Рос
сийской Федерации.
Минимальные ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на
корню, — это стоимостные показатели, устанавливаемые Правитель
ством Российской Федерации, главным образом, для определения
платежей за заготовку леса и иных видов лесных ресурсов. Использу
ются практически во всех случаях связанных с применением стоимо
стных оценок лесных ресурсов. После вступления в действие второй
части Налогового кодекса могут быть отменены в связи с переходом
на лесной налог.
Кадастровая стоимость участков лесного фонда — показатель сто
имостной оценки лесных и нелесных земель, входящих в состав лес
ного фонда. До принятия постановления Правительства РФ от 29 ап
реля 2002 г. № 278 г. применялась при определении ставок платы за
перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в це
лях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лес
ным фондом, и (или) за изъятие земель лесного фонда. Показатели
кадастровой оценки участков лесного фонда рассчитываются на ос
нове ставок лесных податей и утверждаются территориальными ор
ганами Министерства природных ресурсов.

Базовые размеры платы за перевод лесных земель в нелесные и базо=
вые размеры платы за изъятие земель лесного фонда — стоимостные
показатели, применяемый для расчета размера платы за перевод лес
ных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда. Показате
ли введены постановлением Правительства РФ от 29.04 2002 г. № 278
вместо ставок платы за перевод лесных земель в нелесные земли, ут
верждаемых ранее органами власти субъектов Российской Федера
ции на основе показателей кадастровой оценки участков лесного
фонда.
12.2. Имущественные права на землю
Оценивая землю, мы всегда оцениваем тот объем прав, которыми
мы располагаем, используя тот или иной земельный участок и кото
рые дают нам возможность получать определенные выгоды. Счита
ется, что полное право собственности представляет собой комплекс
прав, которые могут быть отделены друг от друга. У нас в стране пра
ва на землю и природные ресурсы делятся на две основные группы:
! права, определяющие принадлежность имущества — право
собственности;
! права пользования — аренда, концессия и др.
Имущественные права на землю переходят либо вместе с земель
ным участком, либо как самостоятельные объекты оборота в порядке
уступки требования или долга. Только право собственности предпо
лагает возможность в полном объеме и по своему усмотрению осу
ществлять правомочия1 владения, пользования и распоряжения зе
мельным участком, но с учетом ограничений, накладываемых госу
дарственным регулированием использования земель в целях защиты
определенных интересов общества, например, охраны природы, па
мятников истории и культуры, красивых ланшафтов и т.д. Все иные
права на землю предполагают некоторые ограничения в осуществле
нии этих прав.
По действующему у нас в стране земельному законодательству
предусматриваются следующие виды прав на землю:
! собственность;
! постоянное бессрочное пользование;
! пожизненное наследуемое владение;
! безвозмездное срочное пользование;
1 Под правомочием понимается предусмотренная законом возможность участника
правоотношения осуществлять определенные действия.

! аренда земельных участков;
! ограниченное пользование чужим земельным участком (сер
витут);
К иным видам прав на земельные участки может относиться пра
во застройки, право заключения договора аренды, аренда земельных
долей, субаренда, залог земельного участка, залог арендных имуще
ственных прав, коллективнодолевая собственность.
Возможны и другие права, возникающие в связи с использовани
ем земельного участка.
Гражданским кодексом Российской Федерации к вещным правам
на землю наряду с правом собственности относятся: право пожиз
ненного наследуемого владения земельным участком; право посто
янного (бессрочного) пользования земельным участком; сервитуты.
Перечень вещных прав лиц, не являющихся собственниками зе
мельных участков, не является закрытым.
К земельным участкам не применяется предусмотренное граж
данским законодательством право хозяйственного ведения имущест
вом и право оперативного управления имуществом.
Право собственности на землю
Содержание права собственности заключается в правомочиях
владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком.
Владение земельным участком представляет собой обладание им
как своим, например, для юридических лиц это возможность чис
лить его на балансе.
Пользование землей — это возможность получать определенные
полезности, например, возводить постройки, выращивать сельско
хозяйственные культуры и т.д. Собственник земельного участка име
ет право для собственных нужд использовать общераспространен
ные полезные ископаемые, пресные подземные воды и обособлен
ные водные объекты.
Правомочие распоряжения землей — это возможность для собст
венника определять юридическую судьбу земельного участка: дарить