Страница 8

природных ресурсов, разграничением собственности на природные
ресурсы, предоставлением природных ресурсов в пользование пре
имущественно на торгах, распространением процедуры обязатель
ной оценки рыночной стоимости прав на использование природных
ресурсов, находящихся в государственной и муниципальной собст
венности при вовлечении их в сделку.
Решение третьего вопроса связано с обеспечением в законода
тельном порядке приоритета изъятия природноресурсной ренты пе
ред налогообложением труда и капитала.
Действующая налоговая система тормозит развитие экономики.
Следствием необоснованно высоких налогов на труд и капитал явля
ется уклонение от уплаты налогов, возникшая система взаимозаче
тов и массовая утечка капитала. Однако «косметические» меры,
предпринимаемые Правительством Российской Федерации для из
менения сложившейся ситуации с налогообложением, не могут ко
ренным образом повлиять на ситуацию.
Нужно сократить обложение труда, уменьшить отчисления от
прибыли, НДС, снизить, а в последующем и вообще отказаться от
отчислений на социальные нужды и ряда других налогов. Тогда про
дукция отечественных предприятий будет намного дешевле, появят
ся стимулы к созданию новых рабочих мест, резко возрастет конку
рентноспособность отечественных товаров. Недостающая же часть
государственных расходов на общественные нужды стала бы в этом
случае покрываться в основном за счет природноресурсной ренты, а
также введения системы налогов, дополняющей рентные платежи,
например, налога на недвижимое имущество, на сверхдоходы бога
тых граждан и т.п.
Поэтапное трансформирование налоговой системы в направле
нии к наиболее полному изъятию рентных платежей и за счет умень

шения налогового пресса на остальные факторы производства (труд
и капитал) должны стать главным ориентиром при формировании
экономического механизма ускорения экономического роста. По
добные сдвиги на практике уже происходят в ряде стран ЕЭС, преж
де всего, в Скандинавских странах, а также в Германии, Великобри
тании, Италии. При этом поэтапный переход от налогов на труд и
капитал к платежам за природные ресурсы и загрязнение природной
среды многими зарубежными экономистами расценивается как
«двойной дивиденд»: облегчаются условия для ускорения социаль
ноэкономического развития и одновременно увеличиваются вложе
ния в оздоровление природной среды посредством рационализации
всего процесса природопользования.
Изменение налоговой системы включает последовательное заме
щение доходов бюджетов разных уровней от налога на прибыль, лич
ного подоходного налога, НДС, акцизов и т.д. доходами от налогооб
ложения природных ресурсов; образование резервных фондов в вы
шестоящих бюджетах для обеспечения поддержки нижестоящих
бюджетов на период перехода к новой системе налогообложения.
Механизм налогозамещения
Изменить существующую налоговую систему одномоментно не
возможно. Решать эту проблему надо поэтапно. Для этого предлага
ется механизм налогозамещающих платежей, вводимых сначала в
сфере природопользования. На первом этапе коренного изменения
налоговой системы в целом предлагается перевести природопользо
вателей на договора концессии или аренды со специальным налого
вым режимом. Тогда рента будет взиматься преимущественно за счет
концессионной (арендной) платы, налоги же на природопользовате
лей будут либо исключены, либо значительно уменьшены.
Для установления платежей с целью изъятия природноресурс
ной ренты можно предложить ряд способов, основными из которых
являются: 1) установление размера платежей на торгах, 2) установле
ние размера платежей в процентах от рыночной стоимости природ
ного объекта или права его использования, 3) определение расчет
ной величины ренты как разницы между рыночными ценами, нор
мативными издержками и прибылью предпринимателя.
Переход к рентным платежам по установленным на торгах ценам
возможен уже сейчас, без какоголибо существенного изменения
правового поля. Установление платежей в процентах от рыночной
стоимости требует внесения весьма незначительных дополнений в

действующее законодательство, но по многим природным объектам
рыночная цена отсутствует. Третий способ установления размеров
рентных платежей следует применять как вспомогательный для пер
вых двух, когда расчетным методом определяются, например, мини
мально допустимые и желательные для государства размеры платы.
Механизм перехода к налогозамещающей системе рентных пла
тежей можно проиллюстрировать на примере разработки месторож
дений полезных ископаемых и новой концепции закона «О недрах».
Государство, как собственник недр, является собственником гор
ной ренты, которой оно должно рачительно распорядиться. Но,
прежде всего, необходимо определить размер горной ренты, кото
рая возникает на этапе добычи и реализации полезных ископаемых.
При действующем механизме административного лицензирования
в недропользование отдаются участки недр для целей разведки и до
бычи полезных ископаемых при отсутствии стоимостной оценки
месторождений полезных ископаемых, без которой расчет ренты
невозможен.
Вместо административных лицензий должны заключаться дого