Страница 1

Глава 22
ПЛАТА ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
22.1. Платежи, налоги и сборы за природные ресурсы
К платежам за природные ресурсы и иным поступлениям, непо
средственно связанным с их использованием, относятся: плата за
землю; платежи при пользовании недрами; платежи за лесные ресур
сы; платежи за загрязнение окружающей среды, платежи за водные
ресурсы; платежи за водные биоресурсы; платежи за перевод лесных
земель из одной категории в другую.
При пользовании недрами также уплачиваются: налог на добычу
полезных ископаемых, акциз на природный газ. При экспорте мине
ральносырьевых и лесных ресурсов взимаются вывозные таможен
ные пошлины.
Плата за пользование природными ресурсами взимается как в
форме платежей, так и в форме налогов, акцизов, вывозных тамо
женных пошлин. С юридической точки зрения есть большая разница
между платежом, налогом и сбором (акцизом).
Налог — это обязательный платеж, взимаемый государством с
физических и юридических лиц по установленным правилам без по
лучения этими лицами каких либо материальных выгод в целях фи
нансового обеспечения деятельности государства и (или) муници
пальных образований
Платеж — это денежное возмездное вознаграждение, например
оплата права получения чеголибо, в том числе и услуги.
Акциз — платеж налогового характера, устанавливаемые на высо
кодоходные товары, к которым, например, относится природный газ.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с юри
дических и физических лиц, уплата которого является одним из ус
ловий совершения в отношении плательщиков сборов государствен
ными органами юридически значимых действий.
С экономической точки зрения не имеет разницы, как называет
ся тот или иной налог или платеж. Все природноресурсные плате
жи и налоги представляют собой институциональные формы изъя
тия или присвоения рентного дохода. Основа природноресурсных
платежей — это природная рента, механизмы «улавливания» кото
рой определяются теми или иными правилами, устанавливаемыми
государством.
С этой точки зрения платежи за негативное воздействие на окру
жающую среду или за ее загрязнение представляют собой плату за

использование ассимиляционного потенциала, то есть плату за пра
во в том или ином количестве загрязнять природную среду.
В настоящее время система установления природноресурсных
платежей претерпевает существенные изменения. Часть платежей
действующим Налоговым кодексом предусматривается перевести в
разряд налогов. Это касается лесных платежей, платежей за негатив
ное воздействие на окружающую среду, платежей за воду. Однако
изза неналогового характера данных платежей возникают опреде
ленные трудности в установлении ставок подобных налогов и меха
низмов их взимания, приводящие к правовым коллизиям в данной
сфере, например, отмены по решению Верховного суда платежей за
загрязнение окружающей среды и последующего их восстановления
решением Конституционного суда изза отсутствия правовой базы,
вводящие адекватные этим платежам налоги.
Структура поступлений в федеральный бюджет средств от при
родноресурсных платежей и налогов может быть охарактеризована
данными, приведенными в таблице 22.1.
Таблица 22.1
Поступления в федеральный бюджет от платежей
за природопользование (2002 год)
Вид поступлений
Федеральный
бюджет,
млн руб.
Удельный вес
поступлений в общем
объеме федерального
бюджета (%)
Доходы федерального бюджета,
всего
1830594,3 100
Платежи за пользование природными
ресурсами
Из них:
480104,6 26,23
Минерально=сырьевые ресурсы, всего
Налог на добычу полезных
ископаемых
Платежи за пользование недрами
Отчисления на воспроизводство
минеральносырьевой базы
(переходящие платежи с 2001 г.)*
177272,1
173126,6
2043,0
2102,5
9,7
Лесные ресурсы
Доходы от использования лесного
фонда 1950,0 0,1

Несмотря на значительную долю природноресурсных платежей в
доходах федерального бюджета, которая составляет около 26%, дей
ствующая система налогообложения является крайне неэффектив
ной с точки зрения интересов общества и развития экономики. Она
не позволяет получать природную ренту, которая вымывается из до
ходов государства. Суммарная величина недополученной государст
вом ренты по некоторым оценкам составляет около $4560 млрд1.
Эта величина составляет почти второй бюджет страны.
Расчеты доли факторов производства в нераспределенной чистой
прибыли, с одной стороны, и в налоговых доходах — с другой, пока
зывают, что на долю ренты в нераспределенной чистой прибыли
приходится около 75% общего прироста совокупного дохода России.
Вклад труда в 15 раз, а капитала — примерно в 4 раза меньше
(см. рис. 23).
Соотношение факторов производства в налоговых доходах выгля
дит совсем иначе. Оно, по существу, является «перевернутым» ото
бражением результатов первого расчета. Главной составляющей на
логооблагаемой базы в действующей системе налогов является от
нюдь не рента и даже не капитал, а труд, а более точно — фонд
оплаты труда. Так осуществляется в нашей стране калькулирование
издержек производства и рассчитывается прибыль. От этой базы
Водные биоресурсы
Плата за пользование водными
биологическими ресурсами, включая
поступления от реализации квот на
вылов (добычу) водных биоресурсов